+7 (499) 938-95-68
Заказать звонок

Почему не стоит затягивать с регистрацией товарного знака

Часто предприниматели затягивают с регистрацией товарного знака, откладывают на будущее или считают, можно работать без него. Поэтому мы рассказали о последствиях, если затянуть с регистрацией ТЗ.

КОНКУРЕНТЫ МОГУТ СКОПИРОВАТЬ БРЕНД, ПРОДУКЦИЮ/УСЛУГИ

Регистрация товарного знака позволяет получить монополию на использование зарегистрированного бренда, упаковки, названия и другой элемент. Никто, кроме правообладателя, не имеет права использовать ТЗ и сходные с ним до степени смешения обозначения в отношении сходной деятельности, товаров на территории РФ.

Если конкуренты попытаются создать похожий продукт с использование зарегистрированного товарного знака, то компания-правообладатель может через суд взыскать компенсацию, принудить недобросовестного конкурента к ребрендингу.

Но, если не регистрировать товарный знак, невозможно как-либо повлиять на другие компании. Кто-либо из конкурентов может использовать ваше название, изображения и другие элементы и зарабатывать.

ПРЕТЕНЗИИ СО СТОРОНЫ ПРАВООБЛАДАТЕЛЕЙ

Компании, которые зарегистрировали товарный знак, могут находить и наказывать нарушителей. Но, если этого не сделать, повышается вероятность оказаться в числе компаний-нарушетей.

Например, компания работает в Челябинске. Она не зарегистрировала товарный знак. Другая компания, которая владеет товарным знаком, работает в Москве. Фактически они не пересекаются на рынках, но первая компания находится в зоне риска. 

Если юристы из московской компании обнаружат, что конкурент использует похожий товарный знак, они начнут действовать. В результате компании из Челябинска придётся делать ребрендинг и выплачивать компенсацию.

ПОТЕРЯ ТРАФИКА И КЛИЕНТОВ ИЗ-ЗА НЕДОБРОСОВЕСТНОЙ РЕКЛАМЫ

Если товарный знак не зарегистрирован, то конкуренты смогу использовать брендовые запросы и переманивать клиентов на свои сайты. Объясняем, как это происходит на практике.

Чтобы настроить рекламу в поисковых системах, рекламодатели, кроме других настроек, собирают ключевые слова и словосочетания. Если пользователь введёт одно из ключевых слов, он сначала увидит рекламу, а затем результаты поисковой выдачи.

Как правило, в качестве ключевых слов используют те слова, которые не связаны с определённой компанией. Например, это могут быть названия услуг (строительство дома, услуги профессионального фотографа), товаров (смартфон 128 гб памяти). Но, если к любой услуге или товару добавить название компании, это будут брендовые запросы.

Если рекламодатель использует брендовые запросы, он привлекает клиентов компании конкурентов. Это считается нарушением.

В 2019 году Верховный суд постановил, что использование торговых знаков конкурентов ключевых словах может быть признано недобросовестной конкуренцией. Если у компании есть товарный знак, она может обратиться в рекламную сеть и потребовать удалить объявления конкурентов, которые нарушают закон. 

КОПИИ САЙТОВ, БЛОГОВ, ГРУПП

Ещё один вариант, который могут использовать конкуренты — копировать сайты, блоги, группы. Например, компания развивает сообщество в социальной сети ВКонтакте, работает с пользователями, регулярно тратит деньги на рекламу, проводит конкурсы и т.д. У неё растёт аудитория, клиенты и прибыль.

Неожиданно появляется другая компания или предприниматель, который создаёт похожую группу и начинает агрессивную рекламу, переманивая клиентов. Если у компании-правообладателя зарегистрированный товарный знак, она может обратиться в техническую поддержку социальной сети. В результате сообщество конкурента заблокируют. 

ПОТЕРЯ ДОМЕНА САЙТА

Представьте, вы открыли магазин, затем купили домен, заказали дизайн и запустили интернет-магазин. Чтобы привлекать покупателей на сайт, вы настроили рекламу во ВКонтакте, Яндекс.Директе, наняли SEO-специалиста для продвижения сайта в поисковых системах. 

В потратили деньги на развитие интернет-магазина. Спустя определённое время этот комплекс работ начал давать результаты: трафик на сайт, клиенты и заработок. Но через 1-2 года появляется другая компания, владелец товарного знака, и подаёт в суд. Она требует аннулировать домен и выплатить компенсацию за незаконное использование товарного знака.

Как правило, суд встаёт на сторону владельца товарного знака, а не владельца домена. Например, по делу № 307-ЭС17-4496 суд запретил использовать товарный знак в доменном имени и взыскал 300 000 рублей компенсации. По другому делу № С01-359/2017 суд запретил использовать домен, взыскал компенсацию в размере 10 000 рублей и судебные расходы.

КОНТРАФАКТНЫЙ ТОВАР И МОШЕННИКИ

Ещё одна опасность для компаний — это контрафактная продукция и мошенники. Часто злоумышленники используют известный бренд, чтобы продавать подделки или обманывать покупателей.

В июле 2022 года СМИ начали публиковать новости о том, что на маркетплейсе Wildberries покупатели получили пластиковые бутылки вместо интимных товаров. Как оказалось, мошенник на площадке сделал магазин с похожим названием одного известного бренда. После жалоб пользователей служба поддержки Wildberries заблокировала злоумышленника. При этом компании-правообладателю бренд пришло давать комментарии в СМИ о том, что они не связаны с продавцом.

В случае если компании будут быстро находить злоумышленников, они смогут вовремя реагировать и отправлять жалобы в службу поддержки. В результате недобросовестные конкуренты или мошенники не смогу наживаться на бренде.

Бесплатная онлайн проверка бренда по базам Роспатента

В РФ зарегистрировано свыше 800 тысяч товарных знаков. Эта проверка поможет узнать, не нарушаете ли вы чьи-то законные права.

Другие публикации

Смотреть все

Как оценить стоимость товарного знака

Товарный знак — обозначение, которое служит для индивидуализации…