Как заработать до 2 млн рублей на регистрации товарного знака

Более 10 лет назад я открыл первый бизнес — рекламное агентство. Как мне казалось, выбрал удачное название «Главреклама». Пока через пару лет не получил претензии от администрации города.

Внимание от властей к бизнесу — всегда неприятно и может иметь печальные последствия. Пытаясь разобраться в причинах недовольства со стороны чиновников, я выяснил, что в городе открыто таких «Главреклам» целых 5 штук. А по всей стране — пара десятков.

Несмотря на то, что мое агентство было первым в городе, ничто не помешало кому-то открыть ООО с похожим названием и вести деятельность, которая раздражает руководство города.

Я выяснил, что претензии были не к моему бизнесу, а одноименному, но с другим ИНН. Просто мой был заметен: с сайтом и соцсетями. А о другом было известно только название. Всё обошлось, но неприятный осадок от регулярных административных требований остался.

Предприниматели меня поймут — стресс от проверяющих органов мешает вести бизнес.

Причина №1. Товарный знак — это защита бизнеса

Бизнесмен из описанной истории мог не только оградить себя от ненужного внимания властей, мешающего делу, но и быстро избавиться от конкурентов. А с каждого, кто использовал название его компании, мог взыскать компенсацию от 10 000 до 5 000 000 ₽. Компенсация была бы максимальной, так как название использовали с ущербом для деловой репутации.

Это первая причина регистрации товарного знака — название превращается в бренд и никто не может его использовать, кроме вас. Право фиксируется за вами с момента подачи заявки на регистрацию товарного знака.

С этого момента ваш бизнес под защитой закона: от доменного имени сайта до ввоза и вывоза товара под вашим брендом из страны. Реклама конкурентов с использованием элементов вашего товарного знака и слогана будет незаконной.

А что кроме безопасности? Товарный знак напрямую и косвенно влияет на прибыль и стоимость компании.

Причина №2. Товарный знак — это актив, увеличивающий стоимость компании на 1-2 млн рублей

Многие не знают, что товарный знак можно поставить на баланс компании, как любую другую собственность.

Таким образом можно повысить стоимость компании на сумму до 10 млн рублей. В среднем наши клиенты увеличивают стоимость компании на 1-2 млн рублей. И это не гиганты вроде Сбербанка с ценой торгового знака более 80 млн рублей, а обычные средние фирмы.

Чем раньше зарегистрирован бренд, тем выше оценка его стоимости.

После постановки товарного знака на баланс, для вас открываются дополнительные возможности для привлечения инвестиций и получения кредитов.

Логично, что выгодно регистрировать бренд на старте бизнеса. Если ваш бизнес успешно начал работу без регистрации знака, вы рискуете репутацией и финансовыми потерями на суды и ребрендинг, если кто-то зарегистрирует ваше название быстрее вас.

Причина №3. Товарный знак — источник дополнительной прибыли

Кроме первых двух способов повысить доход компании через отстройку от конкурентов (и компенсации) и увеличения стоимости бизнеса через постановку на баланс компании, товарный знак позволяет законно снизить налоги. Соответственно, напрямую увеличить свою прибыль.

Налоги меньше — прибыль больше.

Например, товарный знак можно амортизировать, а начисления по амортизации учитывать в расходах компании, уменьшая налогооблагаемую базу.

Зарегистрированный товарный знак — это интеллектуальная собственность. Вы можете распоряжаться ей на своё усмотрение.

Например, распространённая схема — аренда товарного знака. Когда предприниматель, владеющий брендом, сдаёт его в аренду ООО, таким образом общество получает законный способ выведения наличности.

Также аренда интеллектуальной собственности освобождена от налога на прибыль. Государство предусмотрело ещё несколько видов налоговых льгот и вычетов, связанных с интеллектуальной собственностью. О них мы расскажем в следующий раз.

Причина №4. Масштабирование бизнеса

Самый быстрый способ масштабировать бизнес — продажа франшизы. Франшиза — это право работать под вашим брендом. А если право за вами не зафиксировано в Роспатенте, то продавать и масштабировать нечего. И даже противозаконно.

Любой, кто вперёд вас зарегистрирует название, получит право на весь ваш бренд.

Без товарного знака невозможно продавать франшизу.

Причина №5. Большие продажи через торговые сети и маркетплейсы

Только с зарегистрированным товарным знаком для вас открывается возможность продавать свои товары через торговые сети и крупные онлайн-площадки.

Большие торговые сети, как и маркетплейсы, рискуют получить многомиллионные иски, если предоставят площади компаниям, не обладающим правами на продажу товаров определённого бренда. Именно поэтому маркетплейсы просят свидетельство на товарный знак или договор с правообладателем. Даже повесить вывеску на фасаде торгового центра вы можете только с зарегистрированным знаком. Этого требуют как сами арендодатели, так и администрация города.

Реальный пример

Незаконное использование произведения «Ждун»

У Продавца не был зарегистрирован товарный знак. Конкуренты продавца подали заявку на регистрацию.

Как развивались события дальше?

Wildberries Ozon
Конкуренты предоставили форму 940 на Вайлдберис, написали письмо, что Продавец нарушает их исключительное право на использование товарного знака.

Товар был заморожен. Продавец выплатил штраф Wildberries в размере 30% за задержку/непоставку товара, т.к. не смог соблюсти сроки поставки из-за заморозки

Конкурент обратился в суд для взыскания компенсации за нарушение исключительных прав в размере 7 000 000 рублей.

По решению суда Продавец выплатил

2 000 000 рублей.

Ссылка на решение суда

“Ждун” — очень символично.

Если вам удалось поставить товары на маркетплейсы или ритейлерам без регистрации товарного знака, вы рискуете тем, что, при предъявлении претензии от правообладателя, вся партия товара может быть конфискована, а вам придется выплатить компенсацию. Даже если вы сами производите этот товар. Кто быстрее зарегистрировал право — тот и прав.

На этом зарабатывают «патентные тролли», но это другая история.

Проверьте свой товарный знак по закрытым базам Роспатента на возможность регистрации.