Более 10 лет назад я открыл первый бизнес — рекламное агентство. Как мне казалось, выбрал удачное название «Главреклама». Пока через пару лет не получил претензии от администрации города.
Внимание от властей к бизнесу — всегда неприятно и может иметь печальные последствия. Пытаясь разобраться в причинах недовольства со стороны чиновников, я выяснил, что в городе открыто таких «Главреклам» целых 5 штук. А по всей стране — пара десятков.
Несмотря на то, что мое агентство было первым в городе, ничто не помешало кому-то открыть ООО с похожим названием и вести деятельность, которая раздражает руководство города.
Я выяснил, что претензии были не к моему бизнесу, а одноименному, но с другим ИНН. Просто мой был заметен: с сайтом и соцсетями. А о другом было известно только название. Всё обошлось, но неприятный осадок от регулярных административных требований остался.
Предприниматели меня поймут — стресс от проверяющих органов мешает вести бизнес.
Бизнесмен из описанной истории мог не только оградить себя от ненужного внимания властей, мешающего делу, но и быстро избавиться от конкурентов. А с каждого, кто использовал название его компании, мог взыскать компенсацию от 10 000 до 5 000 000 ₽. Компенсация была бы максимальной, так как название использовали с ущербом для деловой репутации.
Это первая причина регистрации товарного знака — название превращается в бренд и никто не может его использовать, кроме вас. Право фиксируется за вами с момента подачи заявки на регистрацию товарного знака.
С этого момента ваш бизнес под защитой закона: от доменного имени сайта до ввоза и вывоза товара под вашим брендом из страны. Реклама конкурентов с использованием элементов вашего товарного знака и слогана будет незаконной.
А что кроме безопасности? Товарный знак напрямую и косвенно влияет на прибыль и стоимость компании.
Многие не знают, что товарный знак можно поставить на баланс компании, как любую другую собственность.
Таким образом можно повысить стоимость компании на сумму до 10 млн рублей. В среднем наши клиенты увеличивают стоимость компании на 1-2 млн рублей. И это не гиганты вроде Сбербанка с ценой торгового знака более 80 млн рублей, а обычные средние фирмы.
Чем раньше зарегистрирован бренд, тем выше оценка его стоимости.
После постановки товарного знака на баланс, для вас открываются дополнительные возможности для привлечения инвестиций и получения кредитов.
Логично, что выгодно регистрировать бренд на старте бизнеса. Если ваш бизнес успешно начал работу без регистрации знака, вы рискуете репутацией и финансовыми потерями на суды и ребрендинг, если кто-то зарегистрирует ваше название быстрее вас.
Кроме первых двух способов повысить доход компании через отстройку от конкурентов (и компенсации) и увеличения стоимости бизнеса через постановку на баланс компании, товарный знак позволяет законно снизить налоги. Соответственно, напрямую увеличить свою прибыль.
Налоги меньше – прибыль больше.
Например, товарный знак можно амортизировать, а начисления по амортизации учитывать в расходах компании, уменьшая налогооблагаемую базу.
Зарегистрированный товарный знак — это интеллектуальная собственность. Вы можете распоряжаться ей на своё усмотрение.
Например, распространённая схема — аренда товарного знака. Когда предприниматель, владеющий брендом, сдаёт его в аренду ООО, таким образом общество получает законный способ выведения наличности.
Также аренда интеллектуальной собственности освобождена от налога на прибыль. Государство предусмотрело ещё несколько видов налоговых льгот и вычетов, связанных с интеллектуальной собственностью. О них мы расскажем в следующий раз.
Самый быстрый способ масштабировать бизнес — продажа франшизы. Франшиза — это право работать под вашим брендом. А если право за вами не зафиксировано в Роспатенте, то продавать и масштабировать нечего. И даже противозаконно.
Любой, кто вперёд вас зарегистрирует название, получит право на весь ваш бренд.
Без товарного знака невозможно продавать франшизу.
Только с зарегистрированным товарным знаком для вас открывается возможность продавать свои товары через торговые сети и крупные онлайн-площадки.
Большие торговые сети, как и маркетплейсы, рискуют получить многомиллионные иски, если предоставят площади компаниям, не обладающим правами на продажу товаров определённого бренда. Именно поэтому маркетплейсы просят свидетельство на товарный знак или договор с правообладателем. Даже повесить вывеску на фасаде торгового центра вы можете только с зарегистрированным знаком. Этого требуют как сами арендодатели, так и администрация города.
Незаконное использование произведения «Ждун»
У Продавца не был зарегистрирован товарный знак. Конкуренты продавца подали заявку на регистрацию.
Как развивались события дальше?
Wildberries | Ozon |
Конкуренты предоставили форму 940 на Вайлдберис, написали письмо, что Продавец нарушает их исключительное право на использование товарного знака. Товар был заморожен. Продавец выплатил штраф Wildberries в размере 30% за задержку/непоставку товара, т.к. не смог соблюсти сроки поставки из-за заморозки | Конкурент обратился в суд для взыскания компенсации за нарушение исключительных прав в размере 7 000 000 рублей. По решению суда Продавец выплатил 2 000 000 рублей. Ссылка на решение суда |
“Ждун” – очень символично.
Если вам удалось поставить товары на маркетплейсы или ритейлерам без регистрации товарного знака, вы рискуете тем, что, при предъявлении претензии от правообладателя, вся партия товара может быть конфискована, а вам придется выплатить компенсацию. Даже если вы сами производите этот товар. Кто быстрее зарегистрировал право — тот и прав.
На этом зарабатывают «патентные тролли», но это другая история.
Проверьте свой товарный знак по закрытым базам Роспатента на возможность регистрации.
В РФ зарегистрировано свыше 800 тысяч товарных знаков. Эта проверка поможет узнать, не нарушаете ли вы чьи-то законные права.
В Арбитражный суд Кировской области поступил иск от…
Товарный знак — это не только зарегистрированное название…
Часто предприниматели затягивают с регистрацией товарного знака, откладывают…
Мы свяжемся с Вами в ближайшее время